Телеканалы, сейлз-хаусы и рекламодатели провели
первые встречи, в ходе которых попытались прикинуть, насколько может
подорожать телевизионная реклама в следующем году. В 2006 г. базовая
стоимость пункта рейтинга выросла на 66%, в 2007 г. - на 32%, в 2008 г.
- на 28-30%. Сбавление темпов роста на лицо, и в 2009 г. оно, скорее
всего, продолжится: наиболее реальная озвучиваемая цифра медиаинфляции
– 25%. Однако переход на продажи по общенациональной панели измерения
телесмотрения может вызвать так называемую скрытую инфляцию. Рейтинги
крупнейших каналов вырастут, в результате чего в абсолютном выражении
стандартный ролик подорожает больше, чем на четверть. «Пора
перестать высчитывать подобные показатели «на глаз», надеясь на вечную
любовь с рекламодателем. Закончилось время, когда в планы можно было
закладывать бешеные темпы роста, не страхуясь от рисков. Нужно вести
прямой диалог с бюджетодержателями на предмет возможных параметров
роста, и уже в зависимости от этого выставлять медиаинфляцию.
Непренебрегаемые факторы роста – это и общая инфляция в стране, и
удешевление доллара, и бюджеты следующего года, и многое другое, -
говорит гендиректор дома продаж «ВИ-Приоритет» Вячеслав Булавин. - По
первичным прикидкам, наш пакет каналов подорожает на 25-27%». Основной
«актив» «Приоритета» - «1+1» - неуклонно теряет позиции. Если в
следующем году его по-прежнему будут смотреть всё реже и реже, то
количество денег у него вырастет не пропорционально инфляции, ведь
объём вырабатываемых рейтингов будет постоянно уменьшаться. А для
рекламодателей падение «1+1» означает, что ресурса на этом канале
хватит только крупным клиентам, которые скупаются «оптом» и с
гарантиями. Так называемым размещениям 2-го класса, низкоприоритетным,
места останется мало. Чтобы подправить ситуацию, медежмент «1+1» хочет перейти на общенациональную панель. Как писал
«МедиаБизнес», если каналы начнут продаваться по этой панели, то объём
вырабатываемых рейтингов вырастет почти у всей «большой шестёрки»
(кроме СТБ), особенно у «1+1», а также у ТЕТ и «Первого национального».
«Плюсы» прибавят в весе заметнее всего – около 37%. При этом возникнет
скрытая инфляция – как два года назад, когда «Новый», ICTV и М1 сделали
своей коммерческой аудиторией не 18+, а 14-49. Рекламный ролик
подорожает намного больше, чем на размер удорожания пункта рейтинга. «Отличная
реклама», «Интер-реклама» и «Стиль С+» - «родственные» дома продаж,
которые работают с каналами группы «Интер» и каналами холдинга
Пинчука, - точного размера инфляции пока что не оглашают. «По
пессимистическому прогнозу развития, который мы считаем наиболее
реальным, рынок вырастет на 25%. Стоимость на разных каналах будет
меняться так, чтобы обеспечить этот прирост», - говорит директор по
маркетингу и продажам «Отличной рекламы» Дмитрий Дутчин. По его словам,
подход будет очень индивидуальным: для клиентов с низкой ценой
размещения расценки вырастут выше среднего показателя инфляции (в
процентном выражении), а для более дорогих - ниже среднего. Рекламисты
говорят, что сейлз-хаусы группы «Интер» в обсуждениях светлого будущего
озвучили цифры 30-40%. По их мнению, на финальных стадиях переговоров
эти цифры наверняка уменьшится до 30-35%, а на сделках – до 25-30%. Заметнее
всего цены наверняка вырастут на «пинчуках». «Интер-реклама» должна
оправдать свой договор с этими каналами, в котором наверняка
гарантирована очень большая сумма рекламных поступлений (по информации
МБ – около $280-300 млн), и тем самым получить весомые аргументы для
продления контракта на 2010 г. Резервный
источник рейтингов тут тоже ищут. Во-первых, в следующем году с этих
каналов подумывают убрать телемагазины. Высвободившуюся квоту логичнее
всего отдать под прямую рекламу, доходность которой на пункт рейтинга
намного выше интерактива и, по крайней мере, лучше прогнозируема. В
результате у «Нового», СТБ и ICTV в дневное время, когда обычно
транслируются телемагазины, появится дополнительный ресурс. Во-вторых, по словам Дмитрия Дутчина, каналы «Отличной рекламы» в ноябре также обсудят переход на новую панель. Некоторое
время назад каналы и их продавцы рассматривали целесообразность
фиксирования цен в гривне (а не в долларах, как сейчас). При низком
курсе доллара цены могли быть округлены до «красивых» цифр в
национальной валюте (и вряд ли в сторону уменьшения). Однако сейчас,
учитывая, что американская денежная единица укрепилась, вопрос
отложили. Точная картина телевизионной инфляции вырисуется уже в декабре, когда будут утверждены прайсы на следующий год.
|